Роль авиации в 1-й Мировой войне

Роль авиации в 1-й Мировой войне

Роль авиации в 1-й Мировой войне

Первая Мировая война началась, когда военно — воздушные силы находились в зачаточном состоянии. Франция, Англия и Германия имели всего лишь 160, 50 и 230 самолетов соответственно. Технически эти самолеты были весьма несовершенны; моторы имели мощность 70—130 л. с., вооружения вовсе не было; потолок не превышал 2.500 м, скорость—80—125 км/час, при этом время подъема на высоту 2.000 м — от 25 мин. до 1 часа. Опасность полета на малой высоте и неспособность сопротивляться буре при таких небольших скоростях потребовали от техники сущетвенного увеличения мощности двигателей сначала до 200—260 л. с.

Справившись с этой задачей, техника подняла потолок до 4.800 м и скорость до 150 км в час. Задача повышения грузоподъемности бомбовозов до 6.000 кг, из которых 1.500 кг приходилось на бомбы, была решена изготовлением крупных самолетов с установкой на них нескольких мощных моторов. Рыцарская попытка русского летчика Нестерова — таранить неприятельский самолет — кончилась его гибелью. Самолеты сначала стали вооружать автоматическими винтовками, а затем — одним или несколькими пулеметами.

В послевоенный период нормальной стала мощность моторов от 400 до 600 л.с. (в некоторых образцах достигает 1.000 л.с.). Средняя скорость полета поднялась до 190 — 200 км, средний практический радиус полета возрос с 200 — 300 км до 400 — 600, то есть увеличился вдвое. Это не рекордные цифры, а средние. Вооружение также значительно двинулось вперед; скорострельность пулеметов возросла в 1,6 — с 1.000 выстрелов в одну минуту до 1.600 выстрелов (в 1927 году); процент попадания при бомбометании с высоты в 1.5 тыс. м. с 14—15% в 1918 до 50—60% в 1927 году.

Столь существенное несоответствие между числом изготовленных самолетов и наличием их в строю объясняется очень быстрым выходом из строя самолетов и летчиков — до 250 — 400% от средней их численности в год, в зависимости от рода деятельности самолета — разведчик, бомбовоз, истребитель. Такой необычайный расход материальной части и личного состава требует исключительно тщательной организации пополнений как технических средств, так и людей.

Авиация играла важнейшую роль в 1-й Мировой войне, особенно к ее концу. Основные виды деятельности авиации — бомбометание, разведка, корректирование работы артиллерии, наконец, атака всех видов войск — обусловили значительные изменения в тактике, вооружении и организации последних. Разведывательная деятельность авиации вынудила пользоваться ночной темнотой для совершения маршей, а днем передвигаться небольшими колоннами не более роты или батальона.

Сбрасывание бомб на узловые станции, политические и промышленные центры (Лондон, Париж, Эссен) деморализовало штабы и глубокие тылы. За время войны одной только германской авиацией сброшено 20.000 тыс бомб. Необходимость корректирования стрельбы артиллерии с воздуха вынудила, с одной стороны, быстро совершенствовать средства радиосвязи, а с другой, широко пользоваться маскировкой для укрытия батарей. Атаки земных войск с воздуха заставили их принимать особые строи и придавать самым мелким частям специальное противосамолетное оружие.