История военного дела: военная игра

История военного дела: военная игра

История военного дела: военная игра

Военная игра — это групповое упражнение на картах или планах, проводимое с распределением участников по ролям (должностям). Военная игра может быть односторонней или двусторонней. Составляет одну из наиболее распространенных форм подготовки командного состава. Военная игра возникла в Германии и первоначально велась на шахматных досках. До настоящего времени все европейские армии заимствуют основные взгляды и технические приемы военной игры у Германии. В Красной армии радикальная реформа системы военной игры была проведена штабом РККА в 1927 году.

Военные игры могут быть политическими, оперативными, тактическими, штабными, тыловыми. Первые два вида обычно двусторонние, прочие — односторонние. При односторонней военной игре действиями противника управляет руководитель. При двусторонней игре участники распределяются на обе стороны, а руководитель является посредником и арбитром. Военная игра требует от руководителя хороших способностей, больших знаний, выдержки и навыков.

В особенности трудно проведение двусторонней тактической военной игры. Участники ее размещаются (по сторонам) в разных комнатах. В особой комнате помещается руководитель с одним или двумя помощниками. Основная обязанность последних — фиксировать на карте (плане) и записями решения сторон и составлять сводки для руководителя. Исходное (первое) решение сторон должно быть готово к началу военной игры, для чего задания (изложение обстановки с указанием, что надо исполнить) выдаются сторонам за несколько дней.

Командование сторон или просто назначается или выбирается из числа участников каждой стороны в зависимости от характера принятых исходных решений (для этого нужно, чтобы до начала военной игры все участники приняли решение за старшего начальника своей стороны). В той же комнате, где находится руководитель, могут присутствовать наблюдающие, которым раздаются карты (планы) и задания. Таким образом, игра представляет интерес и пользу не только для непосредственных участников, но и для присутствующих.

Руководитель последовательно вызывает к себе то одну, то другую сторону, требует оценки обстановки и докладов о принятых решениях, а затем рядом вводных данных, основанных на действительных решениях сторон, создает изменения в обстановке, изображая этим течение боевых событий. При этом оперативное и астрономическое время вовсе не должны совпадать. После розыгрыша вводных данных руководитель дает стороне новую обстановку и отпускает для проработки, а к себе вызывает другую сторону.

Когда решения обеих сторон разыграны и обеим вручена новая обстановка, «ход» считается законченным, и устраивается короткий перерыв. Число ходов и их длительность зависят от учебных целей и содержания игры. Все разговоры между руководителями и играющими ведутся живо, командным языком или языком оперативных документов. Это вырабатывает в командном составе способность оценивать обстановку быстро, а также принимать решения и выражать свои мысли языком приказов и донесений.

Военно-морская игра — особый вид упражнений с командным составом морского флота. Ее цель — дать практику в расчетах по использованию боевых средств морской войны, в составлении оперативных распоряжений и в принятии решений, проверяемых затем розыгрышем. Ценность военной игры — это ее живой темп, наглядность и увлекательность.

После завершения игры производят разбор, который выявляет ошибки и и затем делаются выводы. Разбор игры имеет такое же значение, как и сама игра.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *